НАЗАД
Оптимальное ПО в студии Теперь стоит
достаточно серьезно обсудить тему программного
обеспечения. Скажу сразу, что тема не из простых,
потому как, во-первых, сколько людей, столько и
мнений, во-вторых, мы уже примерно представляем
картину современного рынка. Но... Очень много
вопросов приходит мне именно по программному
обеспечению, при этом достаточно часто люди
владеют необходимой информацией, но не могут ее
правильно применить. Я не считаю
это каким-то криминалом и всегда оказываю
необходимую помощь. Гораздо хуже, когда человек напишет
отличную песню во Fruity Loops, а потом ему придется
заниматься переаранжировкой всего при переходе
на другой качественный уровень. Звучание и
настроение соответственно изменятся. Какое ПО, такие и
возможности Этот тезис мог бы стать
заглавным для данной статьи, но мы будем говорить
о самом оптимальном на сегодня решении, то есть выбираем наиболее широкие
возможности. А какие они? MIDI MIDI
по сути представляет собой систему цифрового
управления синтезаторами. Неважно, встроены они
в ваш звуковой интерфейс, существуют в виде
программной эмуляции или стоят рядом на стойке.
Современные программные комплексы позволяют
сделать из любого любителя профессионального
музыканта. Но как определяются потом эти самые
любители? Правильно, по выбору самого
синтезатора. Вернее, по темброфоническому
звучанию композиции. Да, любителей достаточно
много. Например, недавно ко мне попал диск Symphonic
Music of Depeche Mode, выпущенный в 2001 году и продающийся
чуть ли не в каждом магазине. Сложилось ощущение,
что играли на какой-то игрушке с General MIDI-банком.
Оригиналы сыгранных песен, сделанные в 80-х,
звучат намного взрослее. Этот пример я привел к
тому, что люди могут находиться в некоторой
прострации и считать, что именно такой продукт
может быть качественным. В условиях нашего
музыкального рынка это нормально. Хотя следует
отметить, что в последнее время СНГовский звук
стал меняться, что не может не радовать. Поэтому
MIDI в данной статье мы будем рассматривать не
более как протокол, по которому передаются
команды. Никаких стандартных банков. Синтезаторы и сэмплеры Наиболее перспективным сейчас
выглядит использование программных
синтезаторов либо внешних устройств. Ранее было
распространено наличие синтезатора, встроенного
в звуковой интерфейс. Но из-за отсутствия
обширного банка инструментов такой вариант
уходит в небытие. К тому же мощностей
современного компьютера стало хватать для того,
чтобы реализовать такой синтезатор на
программном уровне, что успешно и делается
сегодня. Разработчики по этому поводу не очень
волнуются, поскольку такие инструменты нашли
свою нишу на другом рынке — портативных
устройств и мобильных телефонов. И уже там мы
можем читать в рекламных пресс-релизах нечто
подобное: "великолепный 8-голосный синтезатор
с максимально реалистичным звуком". Сейчас
наиболее распространены инструменты двух типов
— программные синтезаторы, эмулирующие
аналоговый синтез, схематика которых пришла из
70-х, и программные сэмплеры. Этого вполне
достаточно. Система универсальна, поскольку мы
имеем достаточно обширный банк инструментов. Синтезаторы Среди программных синтезаторов имеет
смысл выделить Native Instruments B4 Organ и TC Works Spark fx Machine
Instrument. Если B4 является классикой (эмуляция трех
знаменитых органов), то Spark fx — более расширенный
по возможностям вариант. Мы можем сами собрать из
блоков синтезатор, подгрузить для обработки
выходного сигнала любой VST-эффект. При этом
интерфейс очень доступен и не отягощен. В
качестве принципа его действия взята
графическая матрица подключений, которая уже
была успешно опробована в аппаратных
устройствах t.c. electronic. В одно время, да и сейчас
тоже, были распространены программы, которые
позволяли собирать синтезаторы из блоков.
Следует отметить их большую громоздкость,
которой в Spark fx нет. Самая серьезная разработка на
сегодня в области программной реализации
синтезатора — это Native Instruments Absynth (VSTi/DXi). Шесть
осцилляторов, четыре фильтра, три модулятора,
эффект-процессоры — далеко не все, что позволяет
программе сохранять лидерство. Но Absynth
достаточно громоздок. В принципе, при наличии
хорошего сэмплера программный синтезатор
в общем-то и не нужен. К тому же, в современных
сэмплерах совмещены функции и того, и другого. Из
представленного списка можно взять на заметку
только Spark fx, поскольку это еще и серьезный
эффект-процессор для VST-платформы. Сэмплеры Вот здесь и начинается основная
проблема выбора. Достаточно серьезно сейчас
выглядят три решения — это Steinberg Halion VSTi, IK Multimedia
Sample Tank VSTi и Tascam/Teac Gigastudio. Два первых инструмента
являются VSTi, то есть могут подключаться только к
программам семейства Steinberg. Halion — современная
модель программного сэмплера,
работающая на уровне 32-х бит с 12-ю виртуальными
выходами и с собственным редактором сэмплов. При
этом осуществлена поддержка импорта звуковых
банков стандартов EXS 24, AKAI, E-MU, REX, GIGA, SF2, LM-4 script, SDII.
С программой поставляется порядка 1,6 Гб
сэмпловой информации. По звучанию очень
реалистичный звук. IK Multimedia Sample Tank VSTi можно
считать хитом прошлого года, поскольку это
первая программа, которая вышла с большим
количеством качественных инструментов, а также с
поддержкой библиотек AKAI. Другие характеристики
— 32 бита с плавающей точкой (floating point), полифония
от 16 до 128 голосов, подключение до 4-х эффектов на
один голос. И так далее. Следует обратить
внимание на собственные библиотеки звуков от
разработчика. Они очень обширны (уже ходит более
15 CD) и качественны. Tascam/Teac Gigastudio — это так
называемый внешний программный
сэмплер/синтезатор, который устанавливается в
систему в качестве MIDI-устройства и может
использоваться во всех программах в качестве
MIDI-инструмента. Он предоставляет огромные
возможности по созданию собственных
инструментов, а также имеет много поклонников и
соответственно сэмпловых библиотек. Многие из
них импортированы из других форматов.
Особенности — 32-битная обработка, использование
128 MIDI-каналов, эффекты и так далее. Программа
представляет собой достаточно сложный комплекс,
который требует тонкой отстройки и занимает
достаточно много ресурсов компьютера. Эффект-процессоры Сейчас для обработки звука достаточно
часто используются не только отдельные
программные модули эффектов, но и целые
комплексы. Как я уже упоминал, одна из ведущих
программ в VST-стандарте — это Spark fx Machine. Для
DirectX-платформы ему есть более сложная
альтернатива — Sound Logical WaveWarp. Эта программа
больше напоминает математический пакет для
проектирования, чем стандартный плагин.
Партнерами Sound Logical являются Mathworks, разработчики
знаменитого пакета MATLAB. В данном очень
громоздком, можно сказать, математическом
проектирующем модуле можно создать любой эффект.
Очень хорошо, что с программой поставляются
пресеты, которые ярко
иллюстрируют суть того или иного эффекта. Но это
чисто творческая вещь, использование WaveWarp. Что
интересно, MATLAB может компилировать C++ код,
поэтому с помощью WaveWarp и MATLAB можно писать свои
программы. Есть и простая альтренатива, которая
почему-то зовется программой для мастеринга —
iZotop Ozone, включающая эквалайзер, компрессор,
максимайзер, эксайтер, расширение стереобазы,
дитер и т.п. Практически все профессиональные программы как для редактирования, так
и для сведения аудио имеют собственные модули,
позволяющие использовать одновременно большое
количество плагинов. Поэтому пойдем по пути
наименьшего сопротивления и рассмотрим, что из
этого огромного массива можно применить с
пользой для нас. В WaveArts MasterVerb (DirectX/VST) представлен,
пожалуй, лучший на сегодняшний день алгоритм
реверберации. Также необходимым будет
использование шаблонного модуля Sonic Foundry Acoustic Mirror
(DirectX) c сэмплами-образцами. |