НАЗАД
Современная аранжировка на
базе РС. Краткий курс Программа: Вступление. Подбор
аппаратной части. Выбор ПО. Аранжировка ремиксов.
На данный момент РС не уступает по
возможностям музыкальным студиям на базе Apple Mac, а
также другим аппаратным решениям. Сейчас уже
абсолютно не важно, на платформе чего работает
специалист — заказчика интересует качественный
результат. На протяжении полугода мы
рассматривали новые программные продукты,
аппаратные решения и тенденции в современном
звукопроизводстве. Теперь предстоит задача
рассказать, как это все работает на практике. И
речь пойдет не о сведении и премастеринге, а о
качественной аранжировке. Именно от нее зависит
успех композиции в большей мере. Нужно отметить,
что аранжировке всегда уделялось очень
серьезное внимание. Это можно услышать и в
классической музыке. Наконец-то и у нас, на
просторах СНГ, все стало становиться с головы на
ноги. Вариант "парень с гитарой" (он же
"парень с PSR-510") уже не пройдет даже в
варианте демо. Поэтому сейчас многие и стали
уделять внимание аранжировке, а сама профессия
аранжировщика сейчас ценится не хуже, чем
ремесло композитора или поэта. В этом материале
мы затронем большей частью технические аспекты
создания качественной аранжировки. Технические вопросы 24-32 бита/96 КГц — современный стандарт
качества. При выборе современного ПО этим
требованием мы отсекаем ту часть программного
обеспечения, которое не поддерживает такие
характеристики звука. Конечно, сейчас
распространяются программы, поддерживающие 192
КГц, и можно сказать, что за ними будущее, но такое
будущее потребует больших компьютерных
мощностей, которых сейчас практически нет. Не
готовы производители винчестеров, процессоров,
системных плат для реализации подобных
профессиональных решений. Если говорить о 192 КГц,
то всплывает и другой немаловажный фактор,
который только сейчас начинает становиться
реальной проблемой — резервирование информации.
Матрицы CD-R и CD-RW с емкостью 800 Мб воспринимаются
почти как дискеты, поскольку речь идет о
резервировании десятков и сотен гигабайт.
Поэтому собирать сейчас дорогой и самый
современный РС — вариант далеко не оптимальный.
Достаточно ориентироваться на построение
системы 24-32/96 и подбирать под нее железо. С такими стандартами выпускаются
аппаратные звуковые интерфейсы в приемлемом
ценовом диапазоне. Так, обычный пользователь
может себе позволить 24/96 плату до $200, что можно
назвать беспрецедентным случаем за все время
существования звука на базе РС. Если интересуют
конкретные имена, то достаточно хорошо себя
зарекомендовали ESI Waveterminal 192X/M/L, Hoontech ST Audio и Steinberg
VSL 2020. Помимо этого имеет смысл обратить внимание
на продукцию фирм M-Audio, MIDIMan и Tascam. Естественно,
для нормальной работы аппаратная часть РС имеет
большое значение. Иногда пользователи бросаются
в крайности, устанавливая RAID-массивы
винчестеров, закупая самые современные
SCSI-решения. Стоит отметить, что, если речь идет о
студии звукозаписи, где работа поставлена на
поток, то такие решения имеют место и оказываются
полезными. Если же речь идет о реализации
аранжировки в полудомашних условиях, то можно
предусмотреть варианты и подешевле. Противостояние Athlon XP и Pentium IV — это
хорошо раскручиваемая рекламная акция,
работающая на обоих производителей в
положительную сторону. Мы же посмотрим на все
несколько по-другому. У противостояния AMD и Intel
есть один немаловажный аспект — различные
технологические стандарты. Поэтому большей
частью вам придется выбирать не между
процессорами, а между материнскими платами и их
возможностями. На мощных студиях звукозаписи РС
построен на базе серверной многопроцессорной
системной платы (если там, конечно, установлен
РС). Программное обеспечение Программное обеспечение лучше дать
списком с небольшими комментариями. • Steinberg Nuendo 2.0 — поддержка 32/192,
ASIO-драйверы, DirectX, VST, VST 2.0, VSTi, сведение
пространственного звука для многоканальных
систем, работа с видео, мастеринг (отдельная
опция), поддержка устройств в локальной
компьютерной сети, передовые алгоритмы (такие,
как MPEX), большое количество дополнительного ПО
собственной разработки, совместимого с
программой. • Steinberg V-STACK — даже если у вас не
установлена плата Steinberg VSL 2020, V-STACK может
оказаться незаменимым программным микшером для
вашей системы. Вы можете коммутировать
физические и виртуальные входы/выходы,
подключать VST-инструменты, а также внедрять в
данные цепи обычные плагины стандартов DirectX и VST. • Steinberg WaveLab — продвинутые
возможности обработки, профессиональная
индикативная часть (коррелометр, 3D Frequency Analisys,
индикатор разрядности), процессор обработки
множества файлов с возможностью загрузки
большого количества плагинов, составление,
импорт и запись CD-дисков, база данных по банкам
сэмплов, возможность работы сразу в нескольких
открытых WaveLab одновременно, алгоритм дитеринга
Apogee U22 HR, что особенно важно для современной
обработки. • Steinberg Halion — программный
синтезатор/сэмплер (VSTi), работает на уровне 32/96.
Помимо своих банков сэмплов может читать
библиотеки AKAI и E-mu. • IK Multimedia Sample Tank — другой программный
синтезатор/сэмплер (VSTi), с великолепными банками
сэмплов как для классической музыки, так и для
производства современного техно. Поддерживает
библиотеки AKAI. • Native Instrument Kontakt — программный
сэмплер (VSTi). Профессиональное решение. Отлично
подходит для подготовки партии ударных. • Native Instruments Battery — ритм-машина 24/96. • Steinberg Virtual Guitarist — чисто
аранжировочная фишка. Если вам не требуется
сложных гитарных партий, а стоит задача просто
красиво обыграть гармонию качественным гитарным
звуком, то Virtual Guitarist поможет это сделать на
профессиональном уровне. • Sonic Syndicate Orion Pro — совмещение в себе
большого количества синтезаторов с различными
видами синтеза, мощный эффект-процессорный блок,
взаимодействие различных модулей по
sidechain-связям, арпеджиаторы, вариаторы и т.п. В
данном программном продукте можно достаточно
эффективно создавать партии техно-инструментов. • iZotope Trash DX plug-in — все виды дисторшна,
модуляции, эмуляция различных сред и помещений,
обработка на уровне 64 бита. • TC Works Spark FX Machine VSTi — хоть для РС имеет
место только одна версия этого продукта, и вышла
она достаточно давно, программа не теряет своей
уникальности. Spark FX — это сложный
эффект-процессор с коммутационной матрицей 12х12 и
больше. Помимо своих эффектов в Spark можно
загружать любые VST-плагины. Spark FX может работать и
как инструмент, для чего предусмотрены
специальные модули генераторов, усилителей,
модуляторов. С программой поставляется большое
количество "заводских" пресетов, среди
которых очень неплохо себя зарекомендовали CD Master
и CD Premaster. • Плагины Waves — Ultramaximizer, Enigma, TrueVerb,
MondoMod, Q10 EQ... Список этих популярных плагинов можно
продолжать достаточно долго. • Native Instrument Spectral Delay — одна из лучших
реализаций эффекта дилэя. Благодаря частотному
анализу и разделению на каналы Spectral Delay может
создать самые современные эффекты. • Prosoniq Pi-Warp — производство
эмбиент-звуков. Плагин подкупает своей простотой
и конечным результатом. • WaveArts MasterVerb — одна из лучших
реализаций ревербераторов. В новой версии
программы некоторые промышленные пресеты
создавались специалистами из известного журнала
Sound On Sound. • IK Multimedia T-RackS VST — долгожданный
вариант T-RackS в виде отдельного плагина. Данный
модуль представляет собой связку эквалайзера,
компрессора и многополосного лимитера. Для
придания эффекта "ламповости" или
"аналоговой мягкости" при обработке
звуковая волна может насыщаться положительными
гармониками. • 4ORMULATOR — все варианты вокодеров в
одной программе. Очень много различных эффектов. Работа в мультитреке. Технические
аспекты Большинство современного ПО
рассчитано на очень серьезные вычислительные
мощности. Обычно для профессиональной программы
указываются только минимальные требования, а
максимум — насколько хватит ресурсов вашей
системы. Работу в мультитрековой программе
можно условно разделить на две логических части: • Работа с аудиоданными, размещенными
на накопителе. К первому пункту относятся большей
частью обыкновенные аудиотреки. Ко второму —
виртуальные инструменты, связанные с MIDI,
автоматизация управления эффектами,
воспроизведение коротких фрагментов и т.п.
Конечно, наиболее уязвимыми оказываются
винчестер и оперативная память. К CPU пока больших
претензий нет, особенно учитывая тот факт, что мы
пересекаем рубеж тактовой частоты в 3 ГГц. Именно
уязвимые ресурсы и нужно сохранять в балансе. Для
работы в Nuendo в большинстве случаев V-STACK-панель не
нужна, поскольку она частично повторяет
возможности самой мультитрековой программы. Делая прямой экспорт MIDI-треков с
подключенным VSTi в wav-файл и выгружая потом VSTi, мы
переносим нагрузку с RAM на винчестер. Непосредственно аранжировка.
Производство танцевальных ремиксов Конечно, эту статью читают и
профессионалы, поэтому отмечу, что на данном
этапе я больше обращаюсь к начинающим. Сейчас
производство ремикса не является таким
творческим процессом, как это было пять лет
назад. Все движется в сторону коммерции, поэтому
наиболее популярные варианты ремиксирования —
танцевальные переделки песен, которые имеют
очень много штампов и замыленных стандартов. Для производства танцевального
ремикса нам нужны следующие стандартные
составляющие: • Танцевальный бит (диско, техно, hard
step, 2step). Стандартные сбивки. Мелодические треки производим
непосредственно в Nuendo с подключенными VSTi либо в
Orion Pro. Для работы с ударной секцией нам
достаточно использования Native Instruments Battery или
сэмплера Native Instrument Kontakt. Звучание должно быть
максимально прозрачным и легким, если мы говорим
о коммерческом варианте. Bass Groove можно сделать многими путями. В
данном случае мы можем говорить как об обычной
зацикленной самостоятельной ритмической фразе,
так и о простой подзвучке бас-бочки с элементами
гармонии. Наиболее популярные варианты в техно
до сих пор — sub-инструменты, варианты
перкуссионного органа и эмуляция TB-303. В
современных банках Halion, AKAI, E-mu, Sample Tank и Kontakt есть
варианты бас-инструментов на любой вкус. Techno-line — это фраза, одновременно и
гармоническая, и ритмическая, которая может быть
основана на базе любого техно-инструмента. При
этом мы можем и не копаться в его звучании на
первом этапе. Современные эффект-процессоры,
имеющие на борту связанные с темпом фильтры
различных типов, позволяют преобразить звук до
неузнаваемости. В рамках экспериментирования
рекомендую использовать iZotope Trash DX, TC Works Spark FX, а
также всевозможные темп-гейты и т.д. Synth Pad строится также на базе
инструментального трека, несущего определенную
гармонию. И тут звук можно изменять до
неузнаваемости. Главное — добиться нужного
результата. Достаточно современно сейчас звучат
Prosoniq pi-Warp, Waves MondoMod, Waves Enigma, 4ORMULATOR, TC Works Spark FX и т.п.
Тут стоит помнить, что некоторые обработки
меняют гармонические составляющие и основной
тон, поэтому результат может расходиться с
заданной сеткой аккордов. Так что не увлекайтесь.
Отдельно хочется сказать о
возможностях Orion Pro. Программа интересна по
нескольким причинам. Во-первых, там есть
арпеджиаторы. Во-вторых, встроенный "умный"
модуль по моделированию ритмических и
музыкальных фраз. Задав в нем bass-groove, мы можем
выпустить не только стандартную короткую фразу,
но и более длинную с небольшими изменениями в
каждом цикле, что делается программой
автоматически. И, в-третьих, многие инструменты и
эффекты в Orion Pro могут быть связаны по sidechain цепям
управления. К примеру, сигнал ритм-машины может
управлять действиями компрессора, подключенного
к синтезатору. Вариантов может быть много, и
результаты бывают отличными. Гитарный
гармонический трек можно без труда создать в
Steinberg Virtual Guitarist. Более жесткое его звучание
получается при использовании iZotope Trash DX в
качестве эффект-процессора. Мелодический трек для ремикса обычно
выбирается из оригинальной композиции. Если там
такового нет, то из оригинальной композиции
выбирается наиболее яркий музыкальный
инструментальный фрагмент и зацикливается. Мы
еще не занимаемся концептуальной аранжировкой, а
делаем только "кирпичики" для нее. Высший
пилотаж чуть позже. Сейчас нужно подготовить как
можно больше вариантов loops, pads, synths, lines и grooves.
(Если не пойдет в этот ремикс, уйдет в следующий:)).
Вообще иметь свои банки — это прекрасно, и, думаю,
спорить никто не будет. Ремиксирование. Голос Обычно при производстве ремиксов
вокальная партия не перепевается. Благо есть
тайм-стретчеры. Наиболее популярная программа в
этой области — Prosoniq Time Factory. В Nuendo используется
такой же алгоритм, как и у Prosoniq (MPEX). Эффектно будет выглядеть нарезка из
фрагментов вокальной партии, ритмически
совмещенной с танцевальным темпом. Это
используется практически везде. На данном этапе
требуется только вырезать фрагменты, и все. Ремиксирование. Обработка эффектами Эффекты и спецэффекты — это
неотъемлемая часть современной аранжировки. На
данном этапе мы можем пойти по двум путям:
сложному и легкому. Сложный — оставаться в Nu-endo и
продолжать аранжировку/обработку/сведение на
заданном уровне качества. Более легкий вариант —
спуститься до 16 бит/44.1 КГц и использовать
программу Ableton Live 2.0. В обеих программах обработка
эффектами автоматизирована, но Nuendo — это
студийный вариант работы над композицией, а Live —
ди-джейский. При этом Live — во многом
специализированная программа для
ремиксирования и работы с техно. Она близка по
концепции к Sonic Foundry ACID, и на ее борту имеются
собственные алгоритмы стретча и т.п. Если вы
хорошо владеете Nuendo, то рекомендую никуда и не
переходить. Реверберация добавляется очень
мягко, поэтому я порекомендовал бы как наиболее
приемлемую для этого программу WaveArts MasterVerb VST. При
этом подход к обработке должен быть сугубо
индивидуальным. Native Instruments Spektral Delay VST — это все,
что вам нужно от эффектов задержки. Программа
разделяет трек на каналы и с помощью FFT дробит
звуковую волну на частотные полосы.
Автоматизация этого эффекта в Nuendo — это
управление достаточно большим количеством
параметров. Если же нужна обычная задержка, то
лучше просто скопировать и подвинуть трек. iZotope Trash DX — вот тут-то и наступает
раздолье. Искажения различных типов, множество
фильтров, эмуляция сред и помещений, обработка на
уровне 64 бит. Заводских пресетов очень много. На
данном этапе можно обработать бас-бочку, партию
баса, инструменты и т.п. Все эффекты должны быть в постоянном
движении, взаимодействовать друг с другом.
Композиция должна качать! И не забывайте о
темп-гейтах — это один из основополагающих
эффектов в танцевальной музыке. Причем его
полезно использовать не только относительно
инструментов и голоса, но и ко всей композиции в
целом! Далее На базе примера с ремиксами было
показано, как можно практически использовать
весь арсенал современных программных средств;
был также приведен пример современной
программной комплектации в действии. Обычные
аранжировки делаются по похожей схеме, но,
конечно, у каждого варианта есть свои нюансы. |