НАЗАД

 

Поддержи отечественного производителя или почему мне жалко 1000 долларов.


 Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и всего остального человечества в целом… Проигрыватели. Вот ради них эта статья и затевалась. Все остальное, это так, пустая болтовня… Dj’s кажутся тебе толстосумами, с которыми тебе не по пути? Я открою тебе секрет. Не все, далеко не все диджеи сразу накупили себе проигрывателей Technics SL1210MK2 по 500 долларей за штуку и начали угорело вертеть винил. Все такие же бедные студенты и низкооплачиваемые клерки, как и ты. Выход ниже. 
 Претендент №1
 Арктур 006

 Сам проигрыватель выглядит очень даже неплохо на фоне выпускаемых в те года вертушек, да и сейчас может по праву соперничать с младшими моделями импортных производителей за звание «красивейший простейший»… :)
Как вы знаете, проигрыватели винила делятся на два типа – ременные драйвы и драйвы с прямым приводом (чуть не написал с полным). Арктур не попадает ни в ту ни в другую категории, ибо обладает таким приводом, который как-либо классифицировать невозможно… В общем чудеса советской инженерной мысли. :)
 Я попытаюсь описать в двух словах принцип возникновения крутящего момента на диске проигрывателя, но в связи с отсутствием электротехнического образования, боюсь ошибиться, поправьте меня глупого, если что не так…
Существует некий блок, как я понял с электромагнитами, расположенный под блином вертушки и создающий попеременно то положительное магнитное поле, то отрицательное, либо всем блоком магнитов сразу, либо они чередуют полярность с заданным интервалом, определяемым регулятором скорости вращения диска проигрывателя. Магнитное поле направлено на полосу постоянного магнита имеющегося непосредственно на диске проигрывателя, вернее на внутренней его части. Таким образом, за счет постоянного изменения магнитного поля блока, полоса постоянного магнита приходит в движение, естественно вместе с диском… Может все изложено очень глупо и технически неграмотно, но я рассказал все что понял. Да и не очень то нас интересует техническая сторона вопроса .С практической точки зрения проигрыватель обладает весьма маломощным приводом, но для ди-джеинга все же подходит. Несмотря на вялый разгон и малую инерцию, данный экземпляр можно посоветовать для обучения. Но ты должен быть очень и очень терпелив… В первое время будет нелегко… Да и потом тоже не сладко :). Главное это нежность при подгоне и подтормаживании пластинки, сочетаемая с постоянным контролем над скоростью проигрывателя.
 Подгонять скорость на Арктуре лучше всего за центральный вал, на котором сидит пластинка. Так все операции с пластинкой проходят гораздо плавней.
Так же, как и все советские проигрыватели, он имеет микровыключатель вращения диска, который срабатывает при перемещении тонарма и запускает привод. Отключив его и соединив проводки напрямую, вы избавитесь от постоянной не всегда удобной остановки пластинки при уводе тонарма из рабочей области. В принципе это можно обойти и другим путем - не до упора возвращая тонарм в держатель, вы добьетесь того же результата, что и с отключением микро выключателя. Я остановился на последнем варианте, так как он показался мне наиболее оптимальным в данном случае.
 Проигрыватель имеет раздельную регулировку скорости на 33 и 45 оборотов, и полное отсутствие градуировки оных. Так как по стробоскопу не так удобно отсекать скорость вращения диска, то я рекомендую градуировать регуляторы самостоятельно, хотя бы элементарно обозначив крайние границы каждого из резисторов (они не ползункового типа, а обычные «крутилки») нанеся метки маркером на корпус проигрывателя и на ручки регулятора скорости. Это совсем не лишнее, очень простое и полезное для миксинга дело.
Проигрыватель имеет два выхода на 5мВ и на 0,5В. Тебе, для подключения к микшеру потребуется выход малой мощности. Во второй надо поставить прилагаемую заглушку.
Выход имеет обычный для всей советской аппаратуры тех времен пятиштырьковый разъем, и тебе только лишь придется припаять с обратной его стороны два «тюльпана».
Все, готово… Ставь винил, и вперед, овладевай, в общем :).
 Претендент №2
 Эстония 010

 «Это ми, прибалты, приехали вас прибалтывать…» :)
Настоящий советский hi-end конца 80-х годов прошлого века.
Прямой привод, автоматический поиск записи, микролифт, повтор проигрывания пластинки, кварцевый стабилизатор скорости, антискатинг, литой корпус.
Боюсь что это еще не все навороты данной модели, просто, что вспомнил, то написал…
 Самое печальное после всего вышеизложенного, то, что с большой частью этих технологических изысков придется проститься :(. То есть, нам придется так вот запросто взять и заглумить аппарат стоимостью 500 рублей (что «ха-ха»…не нынешних, а тех… 80 года выпуска… что «ха-ха»… тогда среднестатистическая зарплата была 180 рэ…то-то же…)
 Итак, начинаем. Первым делом смотрим с грустью на АПЗ, то есть автоматический поиск записи, который мешает нам идущей параллельно тонарму тягой с фотодиодом (но надо заметить, что и с ней работать можно, да и выглядит проигрыватель весьма круто, ввергая обывателя в шоковое состояние, когда, нажав на клавишу, например «3», он видит оживший тонарм, пробегающий первые два трека, и послушно опускающийся иглой на третий=) Если ты все-таки решил убрать это чудо, мешающее при ручном поиске нужного бита, то сначала следует отключить фотодиод (так получается, что, зачастую, рукой задевается тяга и тонарм улетает, попутно царапая поперек всю пластинку иглой… ну или у меня руки такие кривые… не знаю…). Для этого тебе придется отвернуть бесчисленное множество саморезов на задней панели проигрывателя и обнажить его нутро. Там ты увидишь 4 проводка, идущих из тяги фотодиода. Можешь их аккуратно отпаять, предварительно пометив каждый из них, и зарисовав схему их расположения на плате (вдруг тебе придет в голову со временем поставить АПЗ на место?). Затем, перевернув проигрыватель (крышку пока не приворачивай, еще покопаемся в его кишках), можешь отвернуть два маленьких винтика и снять тягу. Логика АПЗ нас не интересует, так как она нам не помеха.
 Далее, для полной адаптации Эстонии придется чуток поработать напильником (будем опиливать, пока не получиться Technics SL-1210….шутка :)). Тебе надо найти подходящее место для кнопки «старт», которая понадобится для более комфортного пуска двигателя. Придется проделать отверстие в корпусе проигрывателя и закрепить там переключатель, заведя на него провода от микро выключателя, отвечающего за пуск двигателя, и расположенного рядом с поворотным узлом тонарма, внутри проигрывателя. Расположить выключатель можешь, так же как и я. Получается весьма удобно.
 Ты можешь спросить, зачем весь этот геморрой, не проще ли просто закоротить проводки как на Арктуре? Проще. Но у Эстонии есть одна неприятная особенность. Ее двигатель спустя 10-15 секунд насильного удержания просто отключается, либо начинает, как-то непроизвольно вращаться рывками. Так что на время, пока ты выжидаешь удобного момента для запуска своей пластинки, необходимо отключать двигатель, той самой кнопкой, которую ты смастеришь. Это не так сложно, и потом это компенсируется стабильной скоростью Эстонии и большой инертностью диска, что позволяет без проблем подгонять и останавливать пластинку. При наличии хорошего навыка и скользкого слипмата возможен и скретч (на других советских проигрывателях мне этого не удавалось).
 Эстония 010 аппарат весьма хрупкий, напичканный 155 и 156 логикой, и ей только дай повод сломаться, так что работать на ней надо бережно, и она ответит тебе безотказностью.
 Регулятор высоты тона (питч) на ней выполнен тоже «колесом» и градуировка, как и на Арктуре, отсутствует, так что промаркировать питч – дело нелишнее.
 Сигнальный кабель выходит прямо из корпуса и на конце своем имеет стандартный разъем, который привычным движением кусачек отправляется в закрома, а на его место монтируются «тюльпаны». Так же нелишним будет и проводок «земля», он исключит помехи, возникающие вследствие всевозможных наводок, а взять его можно с того же самого сигнального кабеля Эстонии, он там экранирован.
Эстония, на мой взгляд – один из лучших проигрывателей. Во всяком случае, во время его 3 годичной эксплуатации, никаких особых проблем замечено не было. Главное это та кнопочка «старт» и ее своевременное использование.
 Проигрыватели побывали не на одном мероприятии, в том числе и на экстремальных «Велозонах» и всюду их партизанская сущность приветствовалось, и радовала глаза и руки ди-джеев. Дизайн у нее, я тебе скажу, что надо! =)
 Ладно, иди, разбивай копилку, и занимай очередь в комиссионку. Главное не забудь еще купить хорошие иглы и слипматы! =)
 В общем вот и все чем я хотел с тобой поделиться сегодня. Хочу заметить, что рассмотренные нами советские проигрыватели, это лишь малая часть дружного семейства советских вертушек, есть и «Вега» и «Электроника», но о них уже не в этом обзоре.
 Если у тебя есть интересные наблюдения и предложения по поводу low-end аппаратуры для диджеинга, ну там, пульт сам спаял или из соковыжималки вертак сделал, или просто тебя вырвало после этой статьи, и ты теперь по ночам спать не можешь – пиши: skipproject@inbox.ru
 Правильного микса! :)

Hosted by uCoz